Краткое содержание книги

1992

Как роман

Пеннак Д.

I. Рождение алхимика

Книга начинается с размышлений автора о несовместимости глагола "читать" с повелительным наклонением. Принуждение к чтению убивает в ребенке естественное желание и превращает увлекательное путешествие в тягостную обязанность.

Автор вспоминает собственное детство и то, как родители, сами того не подозревая, воспитывали в нем любовь к чтению, рассказывая сказки перед сном. Он описывает волшебство момента, когда ребенок впервые складывает буквы в слова и понимает их значение: «Крючочки, кружочки, хвостики… и вдруг — мама!»

Однако со временем родители, под влиянием школьной системы и общественных стереотипов («Надо читать»), предают доверие ребенка, превращая чтение в обязанность и требуя от него отчета. Это приводит к отчуждению от книг и потере радости чтения.

II. Надо читать (Догма)

Автор критикует распространенное убеждение, что "надо читать", и анализирует школьные сочинения на эту тему, отмечая, что ученики пишут то, чего от них ждут, а не то, что думают на самом деле. Он приводит цитату Клауса Манна о том, как он полюбил читать благодаря тому, что ему читали вслух: «Прекрасные вечерние часы в отцовском кабинете разжигали не только наше воображение, но и пытливость».

Пеннак утверждает, что чтение – это акт противостояния обстоятельствам, самому себе и даже смерти. Он приводит примеры людей, которые находили утешение в чтении в самых трудных жизненных ситуациях.

III. Дать им читать

Автор описывает свой опыт работы с учениками, которые не любят читать. Он начинает с того, что читает им вслух увлекательные романы, не требуя ничего взамен. Постепенно ученики преодолевают страх не понять текст и начинают читать самостоятельно.

Пеннак подчеркивает важность свободы выбора в чтении и приводит рассказ бывшей студентки Жоржа Перроса, который читал своим ученикам вслух и делился с ними своей любовью к литературе: «Он преподавал у нас всего один час в неделю. И этот час был подобием его сумки: хаос переезда».

IV. Читаем (неотъемлемые права читателя)

Автор формулирует десять неотъемлемых прав читателя, начиная с права не читать. Он подчеркивает, что чтение – это личное дело каждого, и никто не вправе требовать отчета.

Пеннак говорит о праве перескакивать страницы, не дочитывать книги, перечитывать любимые произведения, читать "что попало" и даже "втыкаться" в книгу на несколько минут. Он защищает право на "боваризм" – увлечение "плохими" романами, которое является естественной стадией читательского развития.

Книга заканчивается правом молчать о прочитанном: «Чтение составляет ему компанию, которая не может заменить никакую другую, но и ее никакая другая компания не заменит».

Ключевые идеи:

  • Чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.
  • Принуждение к чтению убивает в ребенке естественное желание читать.
  • Школьная система часто превращает чтение в тягостную обязанность.
  • Важно предоставить детям свободу выбора в чтении.
  • Чтение – это личное дело каждого.

"Как роман" – это не просто книга о чтении, это манифест в защиту свободы читателя и призыв к возвращению к истокам – к радости чтения.