Краткое содержание книги

1931

Кругом, возможно, Бог

Введенский А.И.

Священный полёт цветов

Книга открывается стихотворением, где цветы, стремясь к небесам, просят его открыться и принять их, оставляя землю на произвол судьбы. Это задает тон всему произведению, где темы жизни, смерти, Бога и поиска смысла переплетаются в причудливом танце.

Часть 1: Смерть Эфа и знакомство с миром

  • Эф и Девушка: Эф, сидя на столе, беседует с воображаемой летающей девушкой. Они рассуждают о жизни, смерти и Боге. Девушка, не боящаяся ничего, предсказывает Эфу скорую смерть. «Мужчина пахнущий могилою, <…> мужчина этот Валтасар, он в этом мире не жилец».
  • Казнь: Эф и девушка идут смотреть на казнь. Толпа, охваченная безумием, хватает Эфа и казнит его вместо приговоренных. «Повадился дурак на казни ходить, тут ему и голову сложить».
  • Осознание смерти: Мертвый Эф лежит на эшафоте, не понимая своего нового состояния. Девушка пытается объяснить ему, что он умер. «Нет я не понимаю. Я жив. Я родственник».
  • Вечеринка у Стиркобреева: Петр Иванович Стиркобреев готовится к вечеринке. Ему звонят Метеорит и Паралич, желающие присоединиться. На вечеринку приходят гости, включая Эфа и девушку. Эф затаил обиду на Стиркобреева. «Здравствуй Боря. <…> Я тебе отомщу».
  • Дуэль: Стиркобреев и Эф устраивают дуэль, превращающуюся в лес, населенный призраками птичек. «Дуэль превращается в знаменитый лес. Порхают призраки птичек».

Часть 2: Странствия Фомина и поиски смысла

  • Фомин и нищий: Фомин (Эф) бродит по лесу и встречает нищего. Они рассуждают о жизни после смерти. Фомин верит, что люди превратятся в микробов, «станем почти нетелесными насекомыми прелестными».
  • Беседа часов: Часы ведут философскую беседу о времени и своей роли в мире. «Мы кости времени. <…> Быть может мы гонцы».
  • Фомин и Софья Михайловна: Фомин встречает Софью Михайловну, и они занимаются любовью. Возможно, зарождается новая жизнь. «Ах по-моему мы что-то наделали. <…> А мы люди».
  • Венера и скотская жизнь: Венера, богиня любви, стареет и размышляет о своей увядающей красоте. Разочарованная, она решает начать «скотскую жизнь».
  • Фомин и Венера: Фомин приходит к Венере, прося спасти его от «того света». Венера разочарована отсутствием у Фомина головы и других частей тела.
  • Фомин и женщина: Фомин встречает женщину и философствует с ней о жизни и смерти. Девушка прерывает их разговор, считая его глупым. «Однако этот разговор вести бы мог и чёрный двор».
  • Фомин и Носов: Фомин и Носов оказываются заперты в комнате, где все предметы начинают гореть. Носов превращается в пепел. «Ай жжётся, <…> кресло подо мной закипело».

Часть 3: Превращения и разложение мира

  • Горные народы: Горные народы сидят на троне природы, наблюдая за миром. Фомин приходит к ним, пытаясь убедить их в необходимости превращения. «Человек во сне бодрится, рыбы царствуют вокруг. <…> куда глядите вы».
  • Превращения Фомина: Фомин превращает землю в воду, а воду в сутки. Народы не выдерживают превращения. «Глядите вся земля вода. Глядите вся вода сутки».
  • Фомин и Бурнов: Фомин и Бурнов обсуждают тему смерти и Бога. Фомин уходит. «Какая может быть другая тема, чем смерти вечная система».
  • Разложение мира: Мир лежит в разложении. Фомин лежит посиневший и молится Богу. Возможно, только Бог может спасти мир. «Лежит в столовой на столе труп мира в виде крем-брюле. <…> Быть может только Бог».

Анализ

"Кругом, возможно, Бог" - это абсурдистская трагикомедия, исследующая темы жизни, смерти, Бога и поиска смысла. Введенский использует гротеск, черный юмор и нелогичные ситуации, чтобы показать абсурдность человеческого существования.

Фомин, главный герой, проходит через череду странных и бессмысленных событий, пытаясь понять свое место в мире. Его поиски приводят его к осознанию того, что жизнь - это хаос, а смерть - неизбежность.

Книга оставляет читателя с вопросами, а не с ответами, заставляя задуматься о смысле жизни и роли Бога в этом абсурдном мире.