Краткое содержание книги

2009

Духовно-нравственное воспитание

Шмаков В.

Введение:

Книга начинается с размышлений о вечном стремлении человека к познанию мира и поиску ответов на фундаментальные вопросы о происхождении, смысле жизни и смерти. Автор, Виктор Шмаков, противопоставляет жажду знаний лени души, которая предпочитает простые ответы в виде сказок и притч, таких как история о сотворении мира Богом.

Критика религии:

Шмаков подвергает критике Ветхий Завет, указывая на его жестокость и лицемерие. Он приводит примеры убийств по воле Бога и нарушение заповеди «не убий» самим Моисеем. Автор считает Библию главным доводом против религий, так как ее содержание противоречит идее духовности.

Мотивы человеческих поступков:

Рассуждая о мотивах человеческих поступков, Шмаков приводит пример альтруизма, отмечая, что даже в бескорыстных действиях человек получает удовлетворение от уважения к себе.

Творчество и бессмертие:

Автор рассматривает творчество как способ оставить свой след в памяти народной и обрести бессмертие. Он противопоставляет созидателей и разрушителей, таких как Герострат, который сжег храм Артемиды, чтобы прославиться.

Анализ учения Иисуса:

Шмаков анализирует мотивы Иисуса, предполагая, что страх смерти и забвенья могли быть движущей силой его учения. Он также рассматривает роль Иуды Искариота в плане Иисуса, предполагая, что его предательство было необходимо для иллюстрации борьбы добра и зла.

Успех и устаревание религий:

Автор объясняет успех религий их способностью объединять людей и служить инструментом власти, приводя пример Руси конца первого тысячелетия. Однако, Шмаков утверждает, что с развитием общества религиозные идеи устаревают и должны уступить место новым духовным учениям, свободным от лжи и лицемерия.

Заключение:

Шмаков призывает читателя критически осмыслить Библию и найти в ней философские истины, оценив их ценность как духовных откровений. Он также предлагает задуматься о том, что может заменить религии в современном мире.

Ключевые цитаты:

  • «Чем более я знаю – тем яснее для меня, как мало знаю я» - о бесконечности процесса познания.
  • «не убий», «не укради» - о естественных моральных нормах, присвоенных религией.
  • «Они любить умеют только мёртвых» - о признании заслуг человека после его смерти.
  • «Верую, нелепо ибо» - о вере, не нуждающейся в логике и аргументах.
  • «уходит время для религий» - о необходимости новых духовных учений.