Краткое содержание книги

197X

Недопесок

Коваль Ю.И.

Часть первая: Побег

Повесть начинается с побега недопеска Наполеона Третьего и голубого песца (№116) со зверофермы "Мшага" 2 ноября. Побег стал возможен из-за обиды работницы Прасковьюшки на директора Некрасова, лишившего ее премии. В гневе она забывает запереть клетки, чем и воспользовались звери.

«Ах вот как! ... Так пропади ты пропадом раз и навсегда!» - восклицает Прасковьюшка, не подозревая о последствиях своей оплошности.

Алюминиевый звон и обнаружение побега: Звук крутящихся мисок перед обедом заставляет Прасковьюшку обнаружить пропажу Наполеона Третьего, обладателя уникального платинового меха и надежды директора на выведение новой породы.

Погоня: Директор Некрасов, в ярости от случившегося, «горячий человек», вместе с бригадиром Филиным привлекают охотника Фрола Ноздрачева с гончим псом Давило для поиска беглецов.

Встреча с зайцем: Песцы, непривычные к снегу и свободе, пугаются зайца и убегают, а Давило, учуяв новый след, переключается на зайца, забыв о песцах.

Барсучья гора: Наполеон и голубой песец находят убежище в заброшенной барсучьей норе. Там их находит старый песец Маркиз, посланный директором, и становится их вожаком.

Хитрость Маркиза: Маркиз незаметно приводит песцов обратно к звероферме, но Наполеон решает продолжить побег, и голубой песец следует за ним.

Разделение: Голубой песец попадает в руки шофера Шамова и возвращается на звероферму, а Наполеон, уйдя от погони мотоциклистов, оказывается в деревне Ковылкино.

Бой с дворняжками: В деревне Наполеон вступает в схватку с местными собаками и оказывается израненным.

Плотник Меринов: Плотник Меринов, приняв Наполеона за щенка, забирает его домой.

Пальма: Наполеон находит приют и заботу у добродушной собаки Пальмы.

Вера Меринова: Дочь плотника, Вера, привязывает Наполеона, чтобы он не убежал, и решает назвать его Тишей.

Дошкольник Серпокрылов: Дошкольник Алексей Серпокрылов, играющий в войну, замечает Наполеона и забирает его, решив, что он бежит на Северный полюс.

Старик Карасев: Старик Карасев, который видит цветные колеса вокруг людей, замечает необычное синее колесо вокруг Наполеона.

Урок рисования: На уроке рисования Вера, вдохновленная стихотворением Лермонтова о сосне и пальме, рисует Наполеона под сосной.

Встреча с дядей Мишей: Человек в полушубке, дядя Миша, отбирает Наполеона у Серпокрылова, чтобы сделать из него воротник для жены.

Бой у ковылкинской сосны: Вера и Коля Калинин догоняют Серпокрылова, и между ними завязывается драка.

Спасение: Дядю Мишу, собиравшегося убить Наполеона, останавливают Вера, Коля и учитель Павел Сергеевич.

Бег на Северный полюс: Серпокрылов убеждает Веру и Колю, что Наполеон бежит на Северный полюс, и они вместе с учителем сопровождают его.

Сикимора: Наполеона приносят в школу и сажают в кроличью клетку, где его обзывают Сикиморой.

Дошкольник кормит Наполеона: Серпокрылов ловит мышей, чтобы покормить Наполеона.

Директор Губернаторов: Директор Губернаторов, узнав о песце, решает получить премию и купить на нее глобусы для школы.

Три телефонограммы: Директор Губернаторов обменивается телефонограммами с директором Некрасовым, сообщая о найденном песце.

Второклассники прячут Наполеона: Второклассники решают спрятать Наполеона, чтобы его не вернули на звероферму.

Два директора: Директор Некрасов приезжает в школу и встречается с директором Губернаторовым.

Речь директора Некрасова: Директор Некрасов произносит речь перед второклассниками, объясняя ценность Наполеона Третьего и приглашая их на звероферму.

Наполеон Пятнадцатый: Второклассники мечтают о новой породе песцов, которую можно вывести от Наполеона Третьего.

Зуб дошкольника Серпокрылова: Дошкольник Серпокрылов высказывает свое мнение о том, что Наполеон должен быть свободен, и дарит директору Некрасову свой зуб.

Последнее убежище Наполеона: Второклассники приводят директоров к бане, где, по их мнению, спрятан Наполеон, но баня оказывается пустой.

Два дерева в чистом поле: Вера и Серпокрылов остаются одни у бани, чувствуя себя одинокими и непонятыми.

Наполеон возвращается: Наполеон неожиданно возвращается к Пальме, и Вера понимает, что должна принять решение о его судьбе.

Друзья звероводства: Директора прощаются со второклассниками, объявляя их друзьями звероводства.

Директорское «спасибо»: Директор Некрасов благодарит Веру за помощь и дарит директору Губернаторову свою пыжиковую шапку.

Наполеон на звероферме: Наполеон возвращается на звероферму, где его ждут Маркиз и Сто шестнадцатый.

Эпилог: Через месяц Наполеон снова сбегает и, вероятно, достигает Северного полюса.

«Наполеон уже тю-тю, -- свистнул дошкольник, -- мчится на север!»

Ключевые темы:

  • Свобода и несвобода: Наполеон, рожденный в неволе, стремится к свободе и в конце концов достигает ее.
  • Ответственность: Вера Меринова берет на себя ответственность за судьбу Наполеона и мучается вопросом, как поступить правильно.
  • Дружба: Дошкольник Серпокрылов верит в Наполеона и его стремление к свободе и становится его другом.
  • Детское восприятие мира: Дети видят мир иначе, чем взрослые, и верят в чудеса.

Цитаты:

  • «О недопесок Наполеон Третий! ... Торжественнейший хвост, формою похожий на дирижабль.»
  • «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.»
  • «...В каждом приличном доме имеются мыши.»
  • «...Он бежал на север, -- сказал дошкольник, -- от магазина -- до вашего дома -- точно на север. От вашего дома к сосне -- тоже.»
  • «...Наполеон уже тю-тю, -- свистнул дошкольник, -- мчится на север!»