Краткое содержание книги

Витя Малеев в школе и дома

Носов Н.Н.

Глава первая:

  • Витя Малеев, ученик четвертого класса, с неохотой возвращается в школу после летних каникул, так как не выполнил обещание заниматься арифметикой.
  • Он рад встрече с одноклассниками, но огорчен отъездом лучшего друга, Феди Рыбкина.
  • В классе появляется новичок, Костя Шишкин, который сразу попадает в неловкую ситуацию, перепутав классы.
  • Витя понимает, что забыл таблицу умножения и с трудом решает задачу у доски с помощью подсказок.
  • «Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось»

Глава вторая:

  • Витя спорит с сестрой Ликой о правильном режиме дня для учебы.
  • Он учит таблицу умножения, но снова испытывает трудности с задачей, несмотря на помощь отца.
  • «Мой папа совсем не умеет объяснять задачи»

Глава третья:

  • В классе появляется рисунок морячка на стене, и никто не признается в его авторстве.
  • Шишкин списывает у Вити и сажает кляксу в тетрадь.
  • Директор школы проводит беседу о бережном отношении к школьному имуществу.
  • Витя и Шишкин играют в футбол, и команда проигрывает из-за того, что Шишкин постоянно покидает ворота.

Глава четвертая:

  • Игорь Грачев становится художником стенгазеты.
  • Витя, следуя примеру Шишкина, начинает списывать домашние задания.
  • В стенгазете появляется карикатура на Витю из-за его любви к подсказкам.
  • Витя пишет опровержение и обещает исправиться.

Глава пятая:

  • Витя получает двойку по арифметике и пытается скрыть это от родителей, следуя примеру Мити Круглова из рассказов Шишкина.
  • В стенгазете появляется новая карикатура, на этот раз на Витю и Шишкина вместе.
  • Володя, вожатый, объясняет важность хорошей учебы и бережного отношения к стенгазете.
  • «…вдруг, когда я вырасту и сделаюсь знаменитым путешественником или летчиком… кто-нибудь увидит эту старую газету и скажет: "Братцы, да ведь он в школе получал двойки!"»

Глава шестая:

  • Витя решает заняться самовоспитанием и развить силу воли.
  • Его попытки контролировать себя терпят неудачу, и он съедает пирожное, которое хотел оставить на потом.
  • Лика считает, что у Вити есть сила воли.

Глава седьмая:

  • Витя успешно справляется с географией, но арифметика по-прежнему вызывает трудности.
  • Он идет к Алику Сорокину за помощью, но тот предлагает сначала сыграть в шахматы.
  • Алик постоянно критикует Витю и выигрывает все партии.

Глава восьмая:

  • Витя увлекается шахматами и начинает обыгрывать Алика, но понимает, что это не помогает ему в арифметике.
  • Он решает бросить шахматы и сосредоточиться на учебе.

Глава девятая:

  • Витя самостоятельно решает сложную задачу про мальчика и девочку, собирающих орехи.
  • Он испытывает радость от собственных успехов и понимает, что может помогать другим.

Глава десятая:

  • Витя начинает успешно учиться по арифметике и его принимают в баскетбольную команду.
  • Шишкин вместо учебы увлекается разными животными.

Глава одиннадцатая:

  • Шишкин решает не ходить в школу и стать цирковым артистом.
  • Он пытается научить Лобзика, бездомного щенка, считать, но безуспешно.
  • Витя скрывает от Ольги Николаевны правду о Шишкине.

Глава двенадцатая:

  • Шишкин продолжает прогуливать школу и мечтает стать эквилибристом или жонглером.
  • Его попытки освоить цирковые трюки заканчиваются неудачами и разбитым окном.
  • Он снова притворяется больным, чтобы не идти в школу.

Глава тринадцатая:

  • Витя чувствует себя виноватым из-за обмана и размышляет, как помочь Шишкину.
  • Он решает поговорить с мамой, но не решается рассказать ей всю правду.

Глава четырнадцатая:

  • Шишкин продолжает прогуливать и скрываться от знакомых.
  • Витя решает серьезно поговорить с ним и пригрозить, что расскажет правду Ольге Николаевне.

Глава пятнадцатая:

  • Одноклассники решают навестить «больного» Шишкина, и его обман раскрывается.
  • Ольга Николаевна проводит с ним беседу и уговаривает вернуться в школу.
  • «…я так мучился, пока не ходил в школу… И маму жалко! Разве мне хочется ее обманывать?»

Глава шестнадцатая:

  • Шишкин возвращается в школу и раскаивается в своем поведении.
  • Володя проводит беседу о настоящей дружбе и о том, что нужно быть требовательным к товарищам.
  • Витя получает задание от директора – помогать Шишкину в учебе.

Глава семнадцатая:

  • Ольга Николаевна отмечает, что у Кости нет силы воли, и призывает его к упорному труду.
  • Костя признается, что торопился с уроками, чтобы поскорее заняться дрессировкой Лобзика.
  • Он демонстрирует успехи Лобзика в счете.

Глава восемнадцатая:

  • Костя получает первую четверку по русскому языку и радуется этому событию.
  • Он осознает важность учебы и дружбы.

Глава девятнадцатая:

  • Витя и Костя становятся библиотекарями в классе и призывают ребят бережно относиться к книгам.
  • Костя возмущается по поводу испорченных книг и предлагает написать плакат.
  • «Книга - твой друг. Береги книгу»

Глава двадцатая:

  • Костя продолжает исправляться и становится капитаном баскетбольной команды.
  • Он и Витя выступают с Лобзиком на новогоднем вечере и демонстрируют его умение считать.
  • Витя допускает ошибку при решении задачи, но Лобзик в конце концов отвечает правильно.

Глава двадцать первая:

  • Костя и Витя успешно справляются с общественной работой и улучшают свои отметки.
  • Они размышляют о важности дружбы, упорства и честного труда.
  • «…настоящая дружба состоит не в том, чтобы прощать слабости своих товарищей, а в том, чтобы быть требовательным к своим друзьям»

Эпилог:

  • Витя и Костя переходят в следующий класс с одними пятерками.
  • Витя заканчивает писать свой рассказ о том, как они с Костей учились и дружили.