Краткое содержание книги

1923

На живца

Зощенко М.М.

Рассказ Михаила Зощенко "На живца" погружает нас в атмосферу прицепного вагона трамвая, где разворачивается необычная история.

В прицепном вагоне: Рассказчик предпочитает прицепной вагон из-за его добродушной атмосферы, контрастирующей с хмурым передним вагоном. Он наблюдает за пассажирами: один с пилой, другой разглядывает пустую пивную бутылку. Рядом с ним сидит женщина в платке, выглядящая уставшей, с пакетом, лежащим поодаль.

Ловушка для вора: Рассказчик, беспокоясь о сохранности пакета, советует женщине убрать его на колени. «Мамаша! — говорю я гражданке. — Гляди, пакет унесут. Убери на колени». Однако, женщина отвечает загадочно и с упреком: «Сбил ты меня с плану, черт такой...». Она раскрывает свой план: пакет – приманка для воров, которых она ловит "на живца".

Опыт ловли: Женщина рассказывает, что уже неделю практикует этот метод и поймала двух воров: молодую девушку и добродушного мужчину. «Давеча дамочка вкапалась... Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка... Гляжу я — вертится эта дамочка. После цоп пакет и идет... А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга...»

Реакция пассажиров: Пассажиры высказывают разные мнения о действиях женщины. Одни считают, что воров нужно сдавать в милицию, другие – что их нужно выбрасывать из трамвая. «С трамвая их, воров-то, скидывать надоть!» — сказал сердито человек с пилой.

Мотивы женщины: Женщина выходит из трамвая, сердито посмотрев на рассказчика за то, что он спугнул потенциальных воров. Пассажиры размышляют о ее мотивах. «И зачем ей это, братцы мои? Или она хочет воровство искоренить?» — удивляется один. Другой предполагает: «Да нет, ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали».

Финал: Рассказ заканчивается размышлением о человеческой природе и неоднозначности поступков. «Вот какие бывают дьявольские старухи, воспитанные прежним режимом!» — сердито заключает человек с пилой.

Вывод: "На живца" – это не просто история о ловле воров. Это исследование человеческой психологии, мотивов поступков и неоднозначности добра и зла. Зощенко мастерски создает атмосферу и образы, заставляя задуматься о природе человека и общества.