1940
ЭлегияВведенский А.И.
"Элегия" Александра Введенского – это поэтическое путешествие лирического героя, пронизанное меланхолией, ощущением пустоты и тщетности бытия. Текст построен как последовательность наблюдений и размышлений, где каждая сцена углубляет чувство безысходности и разочарования.
Путь без восхищения:
С самого начала герой погружен в созерцание мира, но оно не приносит ему радости. Он видит горы, бури, воина, сражающегося с морем, коня, скачущего по полям, но все это лишено смысла и красоты: «смерти час напрасный», «свет звезды бездушной». Вместе со своими спутниками он ощущает себя незначительным, потерянным в огромном и равнодушном мире: «мы ничего почти не значим, мы жизни ждем послушной».
Отречение и падение:
Герой и его спутники не способны на искренние чувства и высокие порывы. Они предают друзей, не верят в Бога, взращивают в себе "цветок несчастья": «нам туго, пасмурно и тесно, мы друга предаем бесчестно и Бог нам не владыка». Завидуя животным, лишенным рефлексии, они признают поражение разума и отсутствие смысла в борьбе: «умов произошла потеря, бороться нет причины». Все вокруг воспринимается как падение – день, тень, сновидения, даже музыка: «мы все воспримем как паденье, <…> и даже музыки гуденье не избежит пучины».
Потеря трезвости и воспевание смерти:
Герой и его спутники не находят утешения ни в природе, ни в любви: «в морском прибое беспокойном, <…> и в женском теле непристойном отрады не нашли мы». Они утратили способность радоваться жизни, предались унынию и воспевают смерть и мерзость: «беспечную забыли трезвость, воспели смерть, воспели мерзость».
Бремя времени и призыв к движению:
Лирический герой наблюдает за "божественными птицами", которые отсчитывают время и несут свое бремя. Он призывает не поддаваться отчаянию, несмотря на бессмысленность существования: «пускай бренчит пустое стремя - сходить с ума не надо». Несмотря на то, что воздух несет тление, герой призывает возницу продолжать путь: «гони, гони возок ленивый - лети без промедленья».
Отсутствие триумфа и вдохновения:
В финале элегии герой отмечает отсутствие символов победы и торжества – лебедей и орлов. Вдохновение приходит лишь на мгновение, и единственное, на что остается ориентироваться – это смерть: «исчезнувшее вдохновенье теперь приходит на мгновенье, на смерть, на смерть держи равненье певец и всадник бедный».
"Элегия" Введенского – это пронзительное и бескомпромиссное исследование человеческого отчаяния и экзистенциальной пустоты. Поэт не предлагает ответов и утешения, но заставляет задуматься о смысле жизни и неизбежности конца.