2011
БерегЛой Ю.
Рассказчик и его напарник несут службу, охраняя участок побережья, огороженный колючей проволокой. Их задача – не пропускать никого на эту территорию.
«Мне необходимо пройти, господа сторожа», – просит седоволосый мужчина, но его прогоняют.
Девушка с фотоаппаратом также пытается проникнуть на запретную территорию, но напарник преследует ее. Вскоре он возвращается один и «со всей накопившейся злостью швырнул наглеца в воду головой вперёд».
Рассказчик, движимый любопытством, бежит к противоположному концу берега, игнорируя приказы напарника. Он обнаруживает, что море отражает берег, как зеркало, и видит летающих существ с фиолетово-розовыми крыльями.
Несмотря на угрозы напарника, рассказчик входит в зеркальную поверхность воды и оказывается в другом измерении. Здесь он видит золотистых рыб, выпрыгивающих из воды и издающих «невнятные улюлюканья».
Он понимает, что это «мир идеальных мыслей, безупречных идей», защищенный от внешнего вмешательства.
Тем временем, мужчина-франт, писатель, узнает, что очередное охранное предприятие не смогло защитить его творческую область мозга. Ему сообщают, что один из охранников исчез, пытаясь проникнуть в мир его идей.
«Интересно», – задумчиво произносит франт.
Книга "Берег" Юрия Лоя – это философская притча, исследующая природу творчества и сознания. Охраняемый берег символизирует творческую область мозга, а попытки проникнуть на него – стремление к вдохновению и новым идеям.
Зеркальное отражение берега и мир золотистых рыб представляют собой идеальное пространство для творчества, где мысли и идеи существуют в чистом виде, без вмешательства внешнего мира.
Исчезновение охранника в этом мире идей может трактоваться как полное погружение в творческий процесс, растворение в нем.
Книга оставляет читателя с вопросами о границах сознания, о природе вдохновения и о цене, которую приходится платить за доступ к миру идеальных идей.