Краткое содержание книги

2011

Сказка о техосмотре

Белянкин В.А.

Сбор бояр и царские подозрения

Сказка начинается со сбора бояр царём, который интересуется расходованием бюджетных средств. Бояре жалуются на недостаток финансирования, но царь им не верит, подозревая их в воровстве. В качестве примера он приводит роскошный терем боярина Прохора: «Вот скажи, откуда терем, С лебедями, с рыбой пруд?»

Прохор оправдывается, утверждая, что это наследство от отца, но царь ему не верит, помня скромное жилище покойного Мирона. Царь грозит конфискацией имущества, если обнаружит мздоимство.

Предложение воеводы и "Императорский контроль"

Далее царь обращается к воеводе, который ранее предлагал решение для улучшения жизни государства. Воевода предлагает ввести техосмотр для экипажей и создать службу «Императорский контроль». Царь опасается недовольства народа, но воевода уверяет, что всё будет хорошо, и предлагает уволить Прохора за мздоимство.

Выясняется, что у Прохора иммунитет, поэтому воевода не мог его арестовать. Юрий Долгорукий заступается за Прохора, аргументируя его важность для строительства Москвы. Царь соглашается оставить Прохора, но просит Юрия Долгорукого не вмешиваться.

Детали техосмотра и новые поборы

Воевода подробно описывает процедуру техосмотра, включающую проверку сбруи, колёс, подков и прочих элементов экипажа. За успешное прохождение выдаётся грамота за «пятак». Стоимость грамоты варьируется в зависимости от типа экипажа: «За телегу - четвертак, Бричка ездит просто так». Царь интересуется, будут ли выдаваться блатные номера на его карету, и получает утвердительный ответ.

Царский медик предлагает дополнить техосмотр медицинским освидетельствованием возниц, что ещё больше увеличит доходы казны. Царь одобряет и эту идею, радуясь новым источникам дохода: «Вот учитесь, господа». Бояре единогласно поддерживают нововведения.

Итог: награда воеводе и новые поборы для народа

Царь доволен результатом и награждает воеводу. А народ получает новые поборы: «А народу вновь… Узда!». Автор заключает, что так было раньше и, видимо, будет всегда.