Вьясадева В.Д.
Образы Божества
В этой главе "Бхагават Гиты" Арджуна, обращаясь к Кришне как к "высшему мистику", просит его раскрыть свои божественные проявления, чтобы лучше понимать, как медитировать на него.
Кришна соглашается, подчеркивая бесконечность своих проявлений, но обещая рассказать о наиболее важных.
Кришна – Высший Дух
«Я – Высший Дух, пребывающий в сердце каждого существа; я – начало, середина и конец всех существ». Кришна заявляет о своей вездесущности и о том, что он является источником и сутью всего сущего.
Проявления в различных сферах
Далее Кришна перечисляет свои проявления в различных сферах бытия:
Перечисление продолжается, охватывая множество категорий: Рудры (Шива), якши и ракшасы (Кубера), Васу (Агни), горы (Меру), жрецы (Брихаспати), полководцы (Картикея), водоемы (океан), великие мудрецы (Бригу), слова (священный слог Ом), жертвоприношения (повторение мантр), неподвижные объекты (Гималаи), деревья (баньян), мудрецы-полубоги (Нарада), гандхарвы (Читраратха), совершенные существа (мудрец Капила), кони (Уччайхшрава), слоны (Айравата), люди (монарх), оружие (удар молнии), коровы (Сурабхи), порождающие (Камадева), змеи (Васуки), наги (Ананта), обитатели вод (Варуна), предки (Арьяма), судьи (Яма), дайтьи (Прахлада), покорители (время), звери (лев), птицы (Гаруда), очистители (ветер), несущие оружие (Яма), рыбы (акула), реки (Ганга).
Начало, конец и середина
«Я – начало, конец и середина всех творений». Кришна вновь подчеркивает свою роль как первопричины и основы всего сущего, охватывая все аспекты бытия.
Всеобъемлющая природа
Перечисление продолжается, включая науки (учение о духе), логику (истинный вывод), буквы ("А"), слова (двойное слово), время (непреходящее), творение (всюдуликий творец), смерть (всепожирающая), женские качества (слава, счастье, красноречие, память, рассудительность, стойкость, терпение), гимны (Брихат-сама), размеры (гаятри), месяцы (маргаширша), сезоны (весна), обман (азартная игра), великолепие, победа, смелость, добродетель, род Вришни (Васудева), Пандавы (Арджуна), святые мудрецы (Вьяса), провидцы (Ушана), наказание, политика, тайны (безмолвие), мудрость.
Семя всего сущего
«Я – семя всего сущего, и нет создания, подвижного или неподвижного, которое могло бы существовать без меня». Кришна утверждает, что он является источником и основой всего сущего, и ничто не может существовать без него.
Частица великолепия
«Всё славное, прекрасное и могущественное произошло лишь от частицы моего великолепия». Кришна объясняет, что всё положительное и возвышенное в мире происходит от него.
Заключение
Кришна завершает беседу, говоря, что он пронизывает и сохраняет всю вселенную лишь частичкой себя.