Краткое содержание книги

1830

Моцарт и Сальери

Пушкин А.С.

Сцена I

Произведение открывается монологом Сальери, погруженного в размышления о своем пути в музыке. Он вспоминает свою раннюю любовь к искусству, упорный труд и достижение признания. Сальери подчеркивает, что никогда не испытывал зависти к другим композиторам, таким как Пиччини и Глюк: «Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда!»

Внезапно появляется Моцарт в приподнятом настроении. Он рассказывает о забавном случае со слепым скрипачом в трактире, который неумело исполнял арию из его оперы «Дон Жуан». Сальери возмущен неуважением к великому произведению: «Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля», в то время как Моцарт находит ситуацию забавной. Этот эпизод демонстрирует их разное отношение к искусству.

Далее Моцарт делится с Сальери отрывком из своего нового произведения – Реквиема. Музыка вызывает у Сальери глубокие эмоции и признание гениальности Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Однако, пораженный талантом Моцарта, Сальери начинает испытывать к нему зависть. Он считает, что такой дар не должен принадлежать легкомысленному и беззаботному человеку.

Внутренняя борьба Сальери приводит его к ужасному решению – отравить Моцарта: «Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить». Он достает яд, который хранил долгие годы, считая, что это необходимо для защиты музыки и ее служителей.

Сцена II

Сальери приглашает Моцарта на обед в трактир. Во время беседы Моцарт рассказывает о своем Реквиеме и о таинственном человеке в черном, который заказал ему это произведение. Он признается, что его преследует образ этого человека: «Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек». Сальери пытается успокоить его, но Моцарт остается встревоженным.

Разговор переходит на тему гениальности и злодейства. Моцарт утверждает, что эти понятия несовместимы: «А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?». Сальери сомневается в этом, вспоминая легенду о Микеланджело как убийце.

В решающий момент Сальери подсыпает яд в стакан Моцарта. Моцарт, ничего не подозревая, выпивает его. Чувствуя себя плохо, он играет для Сальери свой Реквием. Сальери плачет, испытывая одновременно боль и облегчение: «Ты плачешь?... Эти слезы Впервые лью: и больно и приятно».

Моцарт, перед уходом, говорит о силе гармонии и о том, что мир был бы другим, если бы все люди могли ее чувствовать. Он прощается с Сальери и уходит, чувствуя себя все хуже.

Оставшись один, Сальери размышляет о содеянном и о том, является ли он гением. Он сомневается в словах Моцарта о несовместимости гения и злодейства: «Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда».

Заключение

Таким образом, "Моцарт и Сальери" – это трагическая история о зависти, гениальности и разрушительной силе человеческих страстей. Пушкин мастерски передает внутреннюю борьбу Сальери, его сомнения и муки совести. Произведение оставляет читателя с вопросом о природе гения и о том, оправдывает ли цель средства.