1895
Об уме и умничаньеУэллс Г.
Вступление:
Рассказчик знакомит нас с Крихтоном, человеком, обладающим невероятным умом. Он постоянно превосходит всех в остроумии и интеллектуальных играх, оставляя окружающих в чувстве досады и зависти.
Критика ума и умничанья:
«Подобный ум - еще не все на свете. Он никогда не пленял меня, и мне часто думалось, что вообще он не может никого пленить». Рассказчик размышляет о том, что такой ум не обязательно привлекателен. Он отталкивает своей постоянной демонстрацией превосходства и не способен на великодушие и простоту. «Этот поток остроумия, извергаемый на вас без устали и сожаления, - неприкрытое хвастовство». Умничанье сравнивается с эгоизмом и хвастовством, уделом слабых, которые не могут добиться успеха другими способами.
Сравнение с глупостью:
В противовес Крихтону приводится пример дяди Августа, человека с поразительной глупостью, который, тем не менее, добился богатства и влияния. «Он отличался поразительной, я бы даже сказал, исполинской глупостью, которая прославила его и, что важнее, доставила ему влияние и богатство». Его уверенность и невозмутимость позволяли ему подавлять оппонентов, подобно тому, как «массивная глыба из нетесаного гранита» возвышается над мелкими надгробиями.
Ум как помеха:
Рассказчик утверждает, что ум может быть помехой в карьере, так как он подразумевает постоянный поиск нового и отрицание устоявшегося. «Ведь само понятие разума означает способность постоянно искать новое, а это есть отрицание всего устоявшегося». Он сравнивает умных людей с обезьянами, а глупых - со слонами, отмечая царственное величие последних.
Ум и величие:
«Уверяю вас, разумное есть противоположность великому». Рассказчик считает, что Британская империя, как и Римская, была создана глупцами, и что умники могут погубить страну. Он утверждает, что даже великие мастера, такие как Шекспир, Рафаэль и Милтон, обладали некоторой простотой, которой нет у Крихтона.
Прогноз на будущее:
«Пусть Крихтон нынче в моде - мода эта недолговечна». Рассказчик предсказывает, что мода на умничанье скоро пройдет, и люди будут искать покоя и простоты. Он верит, что заурядность станет новым видом гениальности, и что литература будущего будет спокойной и полнотелой.
Заключение:
"Об уме и умничанье" - это сатирический взгляд на интеллектуальное превосходство и его ограничения. Уэллс ставит под сомнение ценность ума как такового, противопоставляя его простоте, уверенности и способности добиваться успеха в реальном мире.