Краткое содержание книги

2010

Диалектика человечности

Грицаев Е.И.

От автора

Автор, Евгений Ильич Грицаев, вводит понятие "диалектической связки" как основу мироздания. Он критикует разделение мира на материальное и идеальное, утверждая, что бытие и сознание взаимосвязаны и определяют друг друга. Грицаев поднимает острые вопросы человечности и гуманизма в современном обществе, где наблюдается расслоение и кризис нравственности. Он призывает к очеловечиванию личности через усвоение общечеловеческих ценностей и к гуманизации государства как фактора, способствующего этому процессу.

Диалектика как связь процесса и явления

В этой главе автор подробно разбирает понятие диалектики как науки о связи, в отличие от логики, которая занимается соотнесением. Он критикует гегелевскую триаду "тезис-антитезис-синтез" как набор явлений без связи и предлагает свою модель: "процесс-явление со связью в виде процесса физического вакуума". Грицаев утверждает, что любая вещь является диалектической связкой процессного и явленного, и приводит примеры из физики, общества и человеческой личности.

«бесконечно малая масса является массой, но массой процессной»

«человечность представляет собой связь человека с обществом»

«процесс связи человека с обществом - есть человечность»

Гуманизм - связь человека и общества

Автор определяет гуманизм как характеристику общества, а человечность - как характеристику человека. Он рассматривает личность как диалектическую связку телесного и духовного, которая связывает человека с обществом. Грицаев подчеркивает важность общечеловеческих ценностей (культура, искусство, мораль, право) как процесса, объединяющего людей и способствующего их очеловечиванию. Он критикует современное общество за недостаточное внимание к духовной сфере и засилье лжеценностей.

«Чтобы умно поступать, одного ума мало»

«Культура есть забота о человеке»

«Искусство есть выражение самосознания общества»

Диалектизация личности

В этой главе автор рассматривает диалектизацию личности как процесс гармонизации ее материальных поступков и духовных помыслов при содействии общества. Он подчеркивает важность межличностных отношений, творчества и самовоспитания в этом процессе. Грицаев критикует материалистический подход к человечности и призывает к развитию духовности и усвоению общечеловеческих ценностей.

«Межличностные отношения - высшая человеческая ценность»

«Прекрасное есть жизнь»

«Мир раскололся и трещина прошла по сердцу поэта»

Как «закаляется сталь»?

Автор проводит аналогию между закалкой стали и формированием личности. Он утверждает, что трудности и преодоление их являются необходимым условием для развития человека. Грицаев критикует современную систему образования за неумение развивать процессное мышление и призывает к индивидуальному подходу в воспитании и обучении.

«Я хочу жить, чтоб мыслить и страдать»

«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить»

«Каждый думает о жизни по-своему, но ждут все одного - добра»

«Так что же нам делать?»

В заключительной главе автор приводит примеры социальных проблем современного общества: бездомность, жестокое обращение с животными, насилие в школах, коррупция, упадок культуры и сельского хозяйства. Он задается вопросом, что делать в этой ситуации, и призывает к развитию человечности и честности в отношениях между обществом и личностью.

Послесловие

Автор подводит итог, подчеркивая, что диалектика человечности - это путь к гармоничному развитию личности и общества. Он призывает к уравновешиванию материального и духовного, к развитию общечеловеческих ценностей и к поиску смысла жизни.

Приложение

В приложении автор вводит понятие "эффектора человечности" как процесса связи личности и общества, который определяет развитие человеческой истории. Он рассматривает духовность как проявление эффектора человечности и призывает к осознанной связанности человека со всем сущим.