2010
Закрытая переписка Б. СтругацкогоТай-но Т.
Исходный проект и смена формата:
Книга задумывалась как научно-фантастическое произведение, но из-за цензуры и потери материала превратилась в художественную обработку частного мнения стороннего наблюдателя.
Предисловие и благодарности:
Авторы благодарят за критику и толерантность к взглядам, отличающимся от общепринятых.
Критика Аруунаса:
Аруунас, представитель сайта www.senvesto.com, критикует Бориса Стругацкого за молчание в отношении книг Сен Весто и обвиняет его в нарушении авторских прав, цензуре, подавлении инакомыслия и плагиате. Он считает, что действия Стругацкого и его помощников являются преследованием по политическим мотивам. Аруунас также отмечает, что журнал «Нацфантастика» проводит политику отбора авторов по этническому признаку.
Ключевая цитата: «…политика, сознательная и целенаправленная… стремление вполне конкретное мнение «сделать несуществующим»…
Ответ БВИ:
БВИ, помощник Стругацкого, удаляет ссылки на сайт Сен Весто, обвиняя Аруунаса в неприличном поведении.
Диалог и обвинения:
Аруунас предполагает, что И. Юдин, вступивший в дискуссию, является помощником Стругацкого, и критикует его за невнятные реплики. БВИ заявляет, что не видит готовности к диалогу со стороны Аруунаса. Аруунас обвиняет Юдина и «людей будущего» в использовании софистики и уходе от темы.
Ключевая цитата: «… «предмет» есть, в том-то для вас всех и проблема, иначе бы у вас не было необходимости прятаться и убегать к дешевой софистике»…
Размышления о творчестве и реальности:
Автор рассуждает о природе творчества и важности независимости мышления. Он утверждает, что острый ум является привилегией повелителей, а режим стремится подавить независимое мышление.
Ключевая цитата: «…острота вашего ума – это последнее, что от вас ждут приоритетные и их приоритеты»…
Художник и исследователь:
В условиях режима художник превращается в исследователя, который должен искать новые точки зрения и не бояться опасностей.
Критика и «мордобой»:
Автор считает, что критика и «мордобой» могут быть более эффективными инструментами, чем просто критика.
Ключевая цитата: «…критикой и мордобоем можно достичь большего, чем просто одной критикой»…
Разум и серьезные вещи:
Автор призывает к разумному и взвешенному подходу к обсуждаемым вопросам.
Посредственность и самомнение:
Автор отмечает, что вид посредственности способствует самомнению, но это не должно беспокоить тех, кто стремится к истине.
Материал для книги:
Автор заявляет, что все его неприятели и неприятности являются материалом для книги.
Паразиты и чувства:
Автор признает, что иногда полезно прислушаться к своим чувствам.
Бред величия и манипулирование:
Автор советует использовать бред величия и жажду манипулирования своих противников в своих целях.
Научно-фантастический триллер:
Автор призывает читателя почувствовать себя героем научно-фантастического триллера.
Передразнивание и воровство:
Автор утверждает, что его противники передразнивают его и воруют его идеи.
Враждебная почва:
Автор считает, что среда, в которой он находится, враждебна всему живому.
Отсутствие контрдоводов:
Автор отмечает, что его аргументы не встретили разумных контрдоводов.
Тотемизм и табу:
Автор сравнивает поведение своих оппонентов с явлением тотемизма и табу.
Диктатура и сектанты:
Автор проводит параллель между диктатурой и своими оппонентами.
Ганди и разум:
Автор критикует логическую цепь Ганди, в которой отсутствует компонент разума.
Режим и верования:
Автор объясняет, почему режим контролирует верования населения.
Франс де Вааль и обезьяны:
Автор критикует утверждение Франса де Вааля о том, что истоки человеческой морали заложены в обезьянах.
Знания и вопросы:
Автор утверждает, что знания позволяют ставить правильные вопросы.
Человек и его природа:
Автор говорит о том, что человек стремится к развитию и совершенствованию.
Ключевая цитата: «…знания впервые делают то, что незнание дать не в силах: умение ставить правильные вопросы»…
"Закрытая переписка Б. Стругацкого" представляет собой сложный и многогранный текст, сочетающий в себе элементы критики, философии и художественной литературы. Книга поднимает важные вопросы о свободе слова, цензуре, творчестве и природе человека.