Краткое содержание книги

1937

Театральный роман

Булгаков М.А.

Часть первая

Глава 1. Начало приключений

Сергей Леонтьевич Максудов, скромный сотрудник газеты "Пароходство", получает загадочное письмо от режиссера Учебной сцены Независимого Театра, Ксаверия Ильчина, с предложением встретиться. Заинтригованный, Максудов отправляется в театр, где Ильчин сообщает, что прочитал его роман и предлагает сделать из него пьесу.

Глава 2. Приступ неврастении

Максудов рассказывает, как начал писать свой роман во время приступа неврастении, вызванного одиночеством и страхом смерти. Он описывает свои ночные бдения за работой, прерываемые лишь кошкой, и радость от завершения романа.

Глава 3. Мое самоубийство

Максудов делится разочарованием от реакции друзей-литераторов на его роман. Они критикуют его язык и содержание, утверждая, что цензура его не пропустит. «Язык ни к черту!» - кричит один из них. Разочарованный, Максудов решает покончить с собой, но его попытка самоубийства прерывается появлением Ильи Ивановича Рудольфи, редактора журнала "Родина".

Глава 4. При шпаге я

Рудольфи, несмотря на недостатки романа, решает его опубликовать. Он заставляет Максудова вычеркнуть несколько слов, «Апокалипсис», «архангелы», «дьявол», и обещает помочь с цензурой. Максудов, окрыленный надеждой на публикацию, бросает работу в "Пароходстве".

Глава 5. Необыкновенные события

Максудов знакомится с издателем Рвацким, который оказывается человеком сомнительной репутации. Вскоре после подписания договора Рвацкий исчезает, оставив Максудову неоплаченные векселя. Максудов получает авторские экземпляры своего романа, но узнает, что Рудольфи уехал в Америку, а журнал закрылся.

Глава 6. Катастрофа

Максудов заболевает гриппом и, выздоровев, обнаруживает, что журнал "Родина" исчез, а вместе с ним и его роман. «Куда девались несколько сот книжек? Где они?» - задается он вопросом.

Глава 7.

Максудов возвращается в "Пароходство" и пытается найти вдохновение для нового романа, читая произведения современных писателей. Он разочаровывается в их творчестве и понимает, что не хочет быть похожим на них. «Отвратительный мир! Надо держать это в полном секрете, т-сс!» - решает он.

Глава 8. Золотой конь

Ильчин предлагает Максудову написать пьесу по мотивам его романа. Максудов, вдохновленный идеей и атмосферой театра, соглашается. Он впервые посещает Учебную сцену и видит «золотой, поднявшийся на дыбы, конь», который производит на него сильное впечатление.

Глава 9. Началось

Максудов заканчивает пьесу и читает ее в Независимом Театре. Он знакомится с заведующим приемом пьес, Антоном Антоновичем Княжевичем, который уверяет его в успехе пьесы. «...и разбогатеете до ужаса, - продолжал Княжевич, - в каретах будете ездить! Да-с, в каретах!»

Глава 10. Сцены в предбаннике

Максудов знакомится с актером Петром Бомбардовым и секретарем Аристарха Платоновича, Поликсены Торопецкой. Он становится свидетелем странных событий и интриг в театре.

Глава 11. Я знакомлюсь с театром

Максудов начинает диктовать свою пьесу Торопецкой и наблюдает за жизнью театра. Он знакомится с заведующим внутренним порядком, Филиппом Филипповичем Тулумбасовым, который поражает его своим знанием людей.

Глава 12. Сивцев Вражек

Максудов получает приглашение прочитать свою пьесу Ивану Васильевичу. Бомбардов дает ему странные наставления, как себя вести. «Выстрела не читайте! И насморка у вас нет!» - кричит он на прощание.

Глава 13. Я познаю истину

Иван Васильевич предлагает Максудову внести в пьесу существенные изменения, которые искажают ее смысл. Максудов отказывается, и Иван Васильевич заявляет, что пьеса не пойдет.

Глава 14. Таинственные чудотворцы

Максудов узнает от Бомбардова, что его пьеса понравилась Ивану Васильевичу, но вызвала панику среди старейшин театра, так как в ней нет ролей для них. Бомбардов объясняет Максудову сложную систему управления театром и предупреждает, что его пьесу не поставят. «Готовьтесь претерпеть все. Не стану вас обманывать. Она не пойдет. Разве что чудо...»

Часть вторая

Глава 15.

Максудов присутствует на репетиции своей пьесы и становится свидетелем конфликта между режиссером Фомой Стрижом и дирижером Романусом. Он наблюдает за работой помощника режиссера, Андрея Андреевича, и художницы Авроры Госье, и размышляет о том, что все происходящее в театре – это сложный и загадочный мир.

Глава 16. Удачная женитьба

Максудов пытается произвести хорошее впечатление на Ивана Васильевича, но безуспешно. Он наблюдает за репетициями и сомневается в эффективности теории Ивана Васильевича о перевоплощении.

(Продолжение следует)