1896
Хаджи-МуратТолстой Л.Н.
I. Энергия жизни
Повествование начинается с размышлений автора о силе жизни, наблюдаемой в упорстве репейника, раздавленного, но не сломленного. Эта мысль становится отправной точкой для рассказа о Хаджи-Мурате, чеченском воине, чья жизнь была полна борьбы и сопротивления.
II. Прибытие в аул и посольство к русским
Хаджи-Мурат, наиб Шамиля, тайно прибывает в аул Махкет, находясь в бегах от своего бывшего повелителя. Несмотря на риск, Садо, хозяин сакли, принимает его как гостя. Хаджи-Мурат отправляет своего мюрида Элдара с проводником Батой к князю Воронцову с предложением перейти на сторону русских. «Веревка хороша длинная, а речь короткая», - говорит он, подчеркивая важность дела.
III. Ночная встреча и карточная игра
Русский секрет под командованием Панова встречает посланников Хаджи-Мурата и сопровождает их к Воронцову. В это время князь и его жена Марья Васильевна играют в карты с гостями. Прибытие лазутчика вызывает оживление и предвкушение.
IV. Встреча с Воронцовым и конфликт с Меллер-Закомельским
Хаджи-Мурат встречается с Воронцовым и заявляет о своем желании служить русскому царю. «Отдаюсь, говорит, на волю русского царя, хочу, говорит, послужить ему», - переводит чеченец-переводчик. Воронцов принимает его с почестями, но генерал Меллер-Закомельский, начальник Воздвиженской, недоволен тем, что его обошли стороной, и требует Хаджи-Мурата к себе.
V. Хаджи-Мурат в Тифлисе
Хаджи-Мурат посещает театр и бал у Воронцовых, демонстрируя равнодушие к развлечениям высшего общества. «У каждого народа свои обычаи», - говорит он, подчеркивая разницу культур.
VI. Рассказ о жизни
Хаджи-Мурат рассказывает Лорис-Меликову, адъютанту Воронцова, свою историю, полную предательств, сражений и потерь. Он объясняет свой переход к русским желанием отомстить Шамилю и спасти свою семью. «Шамиль еще жив, и я не умру, не отплатив ему», - говорит он с решимостью.
VII. Письма Клюгенау и обед у Воронцовых
Хаджи-Мурат показывает письма генерала Клюгенау, который ранее уговаривал его перейти на сторону русских. На обеде у Воронцовых гости превозносят храбрость и ум Хаджи-Мурата, сравнивая его с Наполеоном и Мюратом.
VIII. Донесения и жестокость Николая
Воронцов докладывает о выходе Хаджи-Мурата и просит оставить его на Кавказе. Император Николай соглашается, но одновременно выносит жестокие приговоры студенту и крестьянам, демонстрируя свою деспотичность.
IX. Набег в Чечню и последствия
Русский отряд совершает набег на чеченский аул, сжигая дома и убивая жителей. Садо, вернувшись, обнаруживает разрушенную саклю и убитого сына. «Экое разрушительное, жестокое существо человек», - думает автор, наблюдая последствия набега.
X. Дружба с Бутлером и прощальный обед
Бутлер, офицер Куринского полка, сближается с Хаджи-Муратом и его мюридами, увлекаясь горской жизнью. Воронцов устраивает прощальный обед для генерала Козловского, на котором присутствует и Бутлер.
XI. Проигрыш Бутлера и Хаджи-Мурат в Нухе
Бутлер проигрывает в карты большую сумму денег. Хаджи-Мурат переезжает в Нуху, где ему отведен дом. Он ведет переговоры с Шамилем о выкупе своей семьи, но безуспешно.
XII. Решение о побеге и подготовка
Хаджи-Мурат решает бежать в горы, чтобы освободить свою семью. Он и его нукеры готовятся к побегу, проверяя оружие и заряжая ружья.
XIII. Воспоминания и погоня
Хаджи-Мурат вспоминает свое детство, мать, деда и сына Юсуфа. Он и его нукеры уходят от казачьего конвоя, но попадают в засаду.
XIV. Последний бой и смерть
Хаджи-Мурат и его нукеры отбиваются от милиционеров, но в конце концов Хаджи-Мурат погибает. «Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается», - думает автор, сравнивая судьбу Хаджи-Мурата с упорством репейника.
XV. Голова Хаджи-Мурата
Голову Хаджи-Мурата доставляют в укрепление, где ее осматривают офицеры. Бутлер потрясен, видя голову своего друга. Марья Дмитриевна осуждает жестокость войны. «Все вы живорезы», - говорит она, выражая отвращение к бессмысленному насилию.
XVI. Размышления о судьбе
Повествование завершается размышлениями автора о судьбе Хаджи-Мурата, человека, который всю жизнь боролся за свободу и независимость, но в конце концов был раздавлен, подобно репейнику на поле.