Об авторе
Нодар думбадзе родился 14 июля 1928 года в тифлисе. рос у родственников, в деревне хидистави, расположенной в западной грузии. по окончании средней школы поступил в тбилисский университет на экономический факультет, который окончил в 1950 году. несколько лет работал в университете лаборантом. с 1957 года нодар думбадзе переключается целиком на литературную работу, работал в журналах «цискари» («рассвет»), «нианги» («крокодил»). с 1962 по 1965 год был сотрудником сценарного отдела на киностудии «грузия-фильм». в 1965 году вновь вернулся в журнал «нианги» где работал главным редактором до 1973 года. депутат совета национальностей вс ссср от грузинской сср с 1979 года нодар владимирович думбадзе скончался 14 сентября 1984 года в тбилиси. детские годы были омрачены политическими событиями 1930-х, затем – войной. родители были арестованы в 1937 (отец был секретарем райкома), и для маленького мальчика началась тяжелая жизнь сына «врагов народа» (родители были реабилитированы лишь в 1956). рос в западной грузии, в деревне хидистави, у родственников. окончив школу в деревне, поступил на экономический факультет тбилисского государственного университета (в те годы носивший имя и.в.сталина). окончил в 1950. проработав несколько лет в университете в должности лаборанта, начиная с 1957, полностью переключился на литературную работу: был сотрудником (1957) редакции в журнале «цискари» («рассвет»), заместителем редактора в юмористическом журнале «нианги» («крокодил», 1957–1962), сотрудником сценарного отдела в «грузия-фильме» (1962–1965), редактором «нианги» (1965–1973). с 1973 – секретарем, а с 1981 и до своей кончины – председателем правления союза писателей грузии. завоевавший громадную популярность с самого начала своей писательской карьеры, был неоднократно отмечен наградами: удостоен премии руставели (1975), ленинского комсомола (1966), ленинской премии (1980). являлся депутатом верховного совета грузинской сср двух созывов (1971–1978) и верховного совета ссср (1979–1984). первые стихи были опубликованы в 1950 в университетском альманахе «первый луч». в 1956–1957 вышли в свет три книги юмористических рассказов, сразу привлекших к нему внимание, но настоящую славу и признание принес роман я, бабушка, илико и илларион, вышедший в 1960. вскоре по роману в соавторстве с г.лордкипанидзе была написана пьеса, имевшая большой успех в нескольких постановках в грузии. затем кинорежиссер тенгиз абуладзе (поставивший знаменитый фильм покаяние) создал популярный фильм (1962). за детскими стихами и сборником рассказов (1960–62) последовали романы и повести, прочно утвердившие за нодаром думбадзе славу одного из выдающихся прозаиков своего времени: я вижу солнце (1962), солнечная ночь (1967), не бойся, мама (1971), белые флаги (1973), закон вечности (1978). все эти романы и множество рассказов выдержали десятки изданий. он – автор стихов, поэм, детских произведений, публицистических статей и путевых записей. романы я, бабушка, илико и илларион и я вижу солнце во многом автобиографичны. действие происходит в деревнях, где в годы отечественной войны из мужчин остались лишь старики. живущий с бабушкой осиротевший мальчик зурико растет под присмотром стариков-соседей. оба они – острые на язык, любящие подшутить или даже разыграть друг друга, преисполнены доброты, жизненной мудрости и всегда готовы прийти на помощь бедствующим. горькая нужда, боязнь за жизнь ушедших на фронт близких создают драматические коллизии в романе я вижу солнце, но и здесь важна человеческая доброта, которая никогда не перерождается в слащавую сентиментальность; она проявляется, как и повсюду в его произведениях, в действии и часто скрывается за нарочито обыденной или шутливой фразой. в романе солнечная ночь герой с трудом нащупывает пути для сближения с вернувшейся из 12-летней ссылки матерью. и здесь обыденная житейская ситуация оборачивается для героя, молодого темура, драматической нравственной коллизией: простить ли ставшего причиной несчастья его семьи негодяя, помочь ли ему, погибающему от инсульта? и, сидя у изголовья человека, которому он спас жизнь, герой чувствует, как душа его постепенно освобождается от ненависти и преисполняется жалости к нравственному самоубийце, дважды доносчику, погубившему его семью и предавшему самого темура, когда тот доверил ему тайну своего друга.